понедельник, 6 ноября 2017 г.

Семейный фотоальбом

Памяти моей мамы, Сафроновой Галины Демьяновны

Наше прошлое призрачной тоненькой дымкой
Сквозь потертые вещи и старые фото,
Сквозь года и счастливые наши улыбки
В мою память войдет и напомнит о чем-то.

                                                         А.Мельников.


В детстве я любила рассматривать старые фотографии в семейном альбоме. Это были черно-белые пожелтевшие фотки зачастую с оборванными уголками, иногда надорванные и бережно подклеенные...
На черно-белых снимках с напряженными лицами - мои бабушка и дедушка...  Такие молодые, непохожие на себя!  Моя мама - девчонка в стареньком , но аккуратно выглаженном платьице  и отец - босоногий чумазый пацанишка -футболист на дворовом футбольном поле... в одних семейных трусах (!)
Раньше я не задумывалась о ценности семейного фотоальбома, а ведь это реликвия, значимость которой возрастает с каждым годом.  В свое время трудно было представить семью БЕЗ фотоальбома. Когда мы приезжали в гости друг к другу, первым делом смотрели фотографии. Семья - это не просто "мама, папа и я", это наши бабушки, дедушки, тети и дяди, двоюродные и троюродные братья и сестры. У нас это был большой коллектив, разбросанный по городам и весям Советского Союза. Оба мои родителя были из многодетных семей. Так получилось, что некоторых своих родственников я видела только на фото, но хорошо знаю их по фотографиям.
Разбирая в мамином шкафу, я наткнулась на наш старый семейный фотоальбом, который помню с детства. Время и наши частые переезды, связанные со службой отца, сильно потрепали его. Темно лиловая бархатная обложка превратилась в местами потертую бледно-сиреневую.
Забыв об уборке, открываю  плотные страницы, окунаюсь в воспоминания моего детства, и меня охватывают те детские эмоции, которые я испытывала при просмотре старых снимков.
Вот дядя Боря, старший брат матери. Мама вспоминала, как в голодные военные годы он играл с ней в "хлебный магазин".
Сама "булочная" располагалась на сиденье старого стула. Перед "открытием" мама набрасывала кухонное полотенце на спинку стула и торжественно объявляла: "Перерыв. Хлеба нет. Приходите после обеда!" Хлебом, а также всеми хлебобулочными изделиями служили два маленьких ломтиков хлеба, которые мама не ела во время завтрака и обеда. Она прятала их, чтобы поиграть со старшим братом.
Пока она делала из маленьких ломтиков крохотные кусочки хлеба, брат Боря нарезал "деньги" из обрывков старых газет)))
Далее игра шла очень быстро. ТАК быстро, как может голодный подросток проглотить эти крохотные кусочки...
Наши родители были детьми послевоенных лет, которые дома жили впроголодь, а на улице играли в "счастье". Как рассказывала мама, для "счастья" необходимо было найти осколки стекла, лучше цветного или с рисунком, красивые камешки, цветные бумажки, пуговки и пр.  Потом выкапывали ямку, красиво выкладывали все найденное "счастье". Сверху аккуратно накладывалось стеклышко (чтобы не треснуло!) и закапывали.
Фотоальбом - это история  не только семьи, но целого Рода, моего Рода.
Отнесу-ка я на реставрацию наш старый семейный фотоальбом!

А сейчас - за уборку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий